Дайвинг в Сургуте

Сургутский дайвинг клуб Underwater Expedition (UWEX)

Как мы искали самолет (первая экспедиция 2010 года)

АН-12 По данным из источников, вызывающих доверие, в далекие 70-е годы прошлого века, зимой, при заходе на посадку в аэропорт г.Сургут потерпел крушение самолет АН-12. И упал он прямиком на замерзшее в тот момент озеро. Так и торчал, говорят, его хвост до весны, пока лед не сошел и самолет не погрузился в илистое дно. Есть мнение, что причиной падения стало обледенение. Я (Виталий Шумов) не специалист в самолетном деле, а дайвер, поэтому меня больше интересовали не причины падения, а сам факт – вблизи Сургута есть настоящий РЭК (затонувший объект), который мы еще не видели!

Получив такую информацию, да еще из проверенных источников, я незамедлительно взялся за организацию экспедиции по поиску самолета! В первую очередь было интересно проверить информацию и найти ей подтверждение в открытых источниках, например в интернет. Никогда не искал разбившиеся самолеты в интернете, и зря! Оказывается есть люди, увлекающиеся этой тематикой и создавшие свои собственные сайты с очень обширной и полезной информацией обо всех крушениях, произошедших в бывшем СССР. АН-12 за всю историю разбилось очень много. Более сотни. Но ни один из них не разбивался в районе Сургута. По информации с сайтов конечно же. Значит будем искать в живую.

Озеро Но что искать? Как выглядит АН-12 ? Это большой самолет или маленький? У него турбины или винты? Какие у него размеры? Размеры озера я знал. 1км в диаметре. В зависимости от размеров самолета нужно было строить план поиска. Помог все тот же интернет. Оказывается размеры самолета 33 метров в длину, 38 метров в ширину и около 10 метров в высоту. Не маленькая машинка! И все-таки относительно размеров озера это скорее маленький самолет. Смущала только высота 10м. Дайверы Сургута знают все окрестные водоемы с глубиной больше 3-х метров. Мимо озера, в котором потенциально лежит не изученный РЭК, мы проезжаем каждые выходные, когда едем на дайвинг. Неужели мы могли пропустить озеро с глубиной больше 10м., да еще расположенное ближе к городу, чем Карьер Федоровский и другие водоемы? Исходя из этой информации было принято решение план поиска построить следующим образом: сначала изучаем глубину озера, пересекая его по диагонали и затем исследуем наиболее глубокие участки (их видно с поверхности).

А что нужно для поиска самолета в озере? Лодка, мотор, эхолот и пара таких же увлеченных искателей. Брошенный клубной братии клич о взаимовыручке и взаимопомощи не был оставлен без внимания и уже через несколько минут мне позвонил Виталий Дроздов, вежливо предложивший воспользоваться для такого дела его лодкой с мотором, а так же профессиональным эхолотом. Честно говоря, я думал что именно этот этап – этап поиска подходящего плавстредства, станет основной преградой, из-за которой дату проведения экспедиции придется отложить. Но не тут-то было! У нас очень большой клуб, а дайверы люди разносторонне увлекающиеся, поэтому есть среди нас и те, кто помимо дайвинга занимается рыбалкой, исследованиями рек и проток Сургутского района и другими, косвенно полезными для дайвинга увлечениями. :) Виталий – спасибо!

Братья Дима и Сергей Ташкиновы Пару увлеченных искать долго не пришлось. Всегда активные и легкие на подъем, браться Сергей и Дмитрий Ташкиновы, отозвались тут же.

Дату наметили на 5 июня, суббота. В итоге ранним утром трое энтузиастов (Виталий Шумов, Дмитрий и Сергей Ташкиновы) получив из рук Виталия Дроздова весь инвентарь и ценные указания как не использовать мотор, чтобы его, практически новый, не загубить, направились к озеру. Подъезд оказался очень легкий, мой Форд Фокус, груженный лодкой и прочим снаряжением, приехал непосредственно к берегу ни разу не клюнув носом. Собирались быстро и слажено. Цель уже близко, напряжение возрастает. Озеро выглядит действительно не маленьким. Но план поиска составлен и, мы надеялись, что все у нас получится. Вооружившись дополнительно к эхолоту, GPS навигатором и рацией, оставив на берегу Дмитрия, мы с Сергеем направились на поиски. Виталий Шумов и Дмитрий Ташкинов Медленно проплывая по намеченной диагонали все озеро, мы пытались найти глубину, в которой мог бы теоретически скрыться 10 метровый самолет. Эхолот неподкупно показывал 4-5 футов. 1.3-1.7 метра по нашему. К середине озера возникли сомнения в правильности показаний эхолота и мы остановились, чтобы веслом проверить заявленную глубину. Весло легко вошло в воду и так же легко уперлось в илистое дно. Нда. Но план есть план, его надо выполнять. И мы поплыли до противоположного берега, параллельно выискивая наиболее глубокие места. Было видно, что это скорее левая часть озера. Да и по информации самолет упал ближе именно к левому берегу.

Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление. Первая находка, несколько нас удивившая, оказалась не под водой, а на суше. На противоположном берегу примерно через каждые 20-30 метров на деревьях были прибиты одинаковые по размерам скворечники. Для кого? Зачем? Кто их соорудил? Мы могли только догадываться… На озере мы регулярно видели небольшие стайки птиц – чирков, но живут ли они в скворечниках?

Скворечники Но вернемся к нашим поискам. Левая сторона озера с явной более синей, а значит, более глубокой водой, обещала быть более интересной. И действительно именно там мы обнаружили максимальную глубину 6 футов! Похоже, что поиски провалились. Какой смысл детально прочесывать озеро в поисках десятиметрового самолета (это только в высоту!), если максимальная глубина озера не превышает двух метров? Нет, мы ни сколько не подвергли сомнению правдивость информации, просто мы не учли прошедшее время и свойства илистого дна. За прошедшие более 30-ти лет самолет, даже если он был, ушел глубоко в ил.  А учитывая, что озеро торфяное, видимость в нем в лучшем случае полметра. Поэтому даже найди мы какие-то элементы самолета, что-то изучить, разглядеть все равно не представлялось возможным.

Плывем... Но вот что нам удалось найти – это озеро, которое отлично подходит для рыбалки, если на нем разрешено охотиться, то и для охоты (чирки там летают регулярно), для катания на лодке, для катания на доске за лодкой, на берегу можно устроить небольшой пикничек, благо подъезд позволяет приехать даже на легковом автомобиле, и, возможно(!), на этом озере даже можно показаться на водных мотоциклах! Случайных коряг и т.п. мусора мы в нем не нашли.

Конечно же мы изучили и правый берег, глубина там оказалась аналогичной, максимум 2 метра. Забрав Дмитрия, мы еще раз прокатились на противоположный берег, нашли интересное хорошо оборудованное место для рыбалки, видимо кто-то для себя постарался: навес, скамеечка, все очень удобно, а главное – место очень тихое и красивое! Сделав несколько фотографий мы направились в обратную дорогу…

Инструктор PADI Виталий Шумов

Календарь

Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930